- ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ШВЕ́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература шведского народа. Развивается на шведском языке. Самые ранние из сохранившихся памятников рунические надписи героического содержания на камнях (аллитерирующие стихи IX в. на т. н. Рёкском камне). В период становления феодализма и распространения христианства возникла религиозная литература на латинском языке: «Жизнь Кристины из Стумбелена» Петруса де Дация, «Откровения святой Биргитты» (XIV в.) и др. В XIVXV вв. распространились песни-баллады. В начале XIV в. появились исторические хроники и куртуазная поэзия. Крупным деятелем Реформации в Швеции был О. Петри («Шведская хроника», перевод Библии на шведский язык). В XVII в. зародилась драматургия (пьесы на сюжеты из шведской истории и фольклора Ю. Мессениуса) и лирика (Л. Виваллиус). Творчество Г. Шернъельма, застольные песни Лусидора (псевдоним Л. Юхансона) проникнуты духом Возрождения.
В начале XVIII в. сложилась литература Просвещения. У. Далин в издаваемом им журнале «Then swänska Argus» (1732 1734), в сатирах и поэмах критиковал монархию, нравы аристократии и духовенства. «Приключения Адальрика и Гьетильды» Я. Х. Мёрка первый просветительский роман. Важную роль в развитии прозы сыграли путевые очерки Я. Валленберга и естествоиспытателя К. Линнея. Творчество литературной группы «Строители мысли» во главе с Хедвиг Шарлоттой Нурденфлюкт развивалось в русле сентиментализма. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. Х. Чельгрен, виднейший шведский классицист, не чуждый, однако, предромантических веяний. К. М. Бельман поднял традиционный жанр застольной песни на уровень национальной поэзии, вложив в него демократическое и реалистическое содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен также проникнуты демократическими симпатиями. Антиклассицистические тенденции воплотились в напряженно эмоциональной, образной поэзии предромантизма, теоретик которого Т. Турильд выступал в защиту Великой французской революции.
Борьбу против эпигонов классицизма и просветительских иллюзий насчет буржуазного строя завершили романтики: журнал «Phosphoros» (1810 1813). Романтический конфликт между идеалом и действительностью получил религиозно-мистическое воплощение в лирике, драматических поэмах П. Д. Аттербума и других «фосфористов» и близкого им Э. Ю. Стагнелиуса. Против мистических тенденций «фосфористов» выступили романтики т. н. Готского союза в журнале «Iduna» (1811 1824), издававшемся их вождем Э. Г. Гейером. «Готы» призывали к возрождению героических традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер, связанный с «готами», воплотил патриотические и гуманистические идеалы в поэме «Сага о Фритьофе», ставшей своего рода национальным эпосом.
Обострение общественных противоречий в 30-х гг. вызвало поворот к социально-критической проблематике и зарождению реалистических тенденций в многогранном творчестве К. Ю. Л. Альмквиста, бытовых романах Фредрики Бремер, Эмилии Флюгаре-Карлен и др. Традиции романтизма, однако, сохраняются в Ш. л. вплоть до 2-й трети XIX в. в творчестве Альмквиста, в исторических романах и лирике В. Рюдберга. В конце 70 начале 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала литературно-критическая деятельность датчанина Г. Брандеса. Центральное место занял острокритический роман «Красная комната» А. Стриндберга, родоначальника нового этапа развития Ш. л. Вокруг него группировались писатели «Молодой Швеции» Анна Шарлотта Лефлер-Эдгрен, Виктория Бенедиктсон, Г. Гейерстам, поднимавшие актуальные проблемы шведской жизни. В конце 80-х гг. в творчестве ряда этих писателей усилились натуралистические тенденции; драмы Стриндберга «Отец» (1887), «Фрёкен Юлия» (1888) и предпосланная этому сочинению теоретическая программа «натуралистической драмы» обозначили новую ступень в развитии этого жанра. Поэзия и проза У. Хансона отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму.
В 90-х гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом. Буржуазным «серым» будням и натуралистическому их воспроизведению в литературе неоромантики Хейденстам, П. Хальстрём, поэт и влиятельный критик О. Левертин противопоставляли эстетизированный мир прошлого, экзотические картины Востока, мир мечты и фантазии, индивидуалистический культ наслаждений, что сближало их с европейским декадансом. В неоромантической поэзии Г. Фрёдинга и Э. А. Карлфельдта на основе фольклора воссозданы патриархальные картины сельской жизни. С неоромантиками связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф, опиравшейся на народную сказку и легенду. Ее роман «Сага о Йёсте Берлинге» проникнут гуманизмом, отрицанием буржуазного утилитаризма. Стриндберг пережил в эти годы кратковременное сближение с мистицизмом и ницшеанством, от которых, однако, внутренне отталкивался. Этот духовный конфликт и яростное неприятие буржуазных ценностей получили образное воплощение в драмах «Путь в Дамаск» и «Соната призраков», педвосхитивших европейскую экспрессионистскую драму и оказавших заметное влияние на европейскую драматургию XX в. Я. Сёдерберг в психологических романах и повестях подверг иронической и скептической оценке моральные, религиозные и социальные устои буржуазного общества. В центре его произведений, а также в лирике и новеллах Б. Бергмана жизнь Стокгольма и судьба «маленького человека».
В начале XX в. в условиях капиталистической индустриализации и подъема рабочего движения появились первые значительные произведения о рабочем классе (М. Кок, Г. Хеденвинд-Эриксон, Д. Андерсон). Л. Нурдстрём, Г. Хельстрём создали бытовые романы о разных слоях шведского общества. Психологический роман «Селямбы» (1920) П. С. Сивертса острая сатира на буржуазные нравы. Циклу романов Я. Бергмана о промышленном районе Бергслаген присущи обостренный психологизм, гротеск и символика. Настроения смятения и страха, порожденные 1-й мировой войной 1914 1918, отразились в экспрессионистской поэзии П. Лагерквиста и Б. Шёберга. Под влиянием Октябрьской революции в России в 1924 возникла шведская группа международного союза деятелей культуры «Кларте», способствовавшая распространению социалистических идей: поэты Карин Бойе, А. Юнгдаль и др. В 1929 с поэтической антологией выступила группа «Пять молодых». Идейный вождь группы А. Лундквист во многих стихах отразил социальные конфликты современного города, жизнь рабочих; в стихах Х. Мартинсона преобладали черты морской романтики; Ю. Б. Чельгрен в процессе эволюции вырос в певца международной пролетарской солидарности. Для этой группы характерны туманные социалистические идеалы, романтическое воспевание «века машин», природы и «свободной любви». При всей утопичности идей «Пяти молодых» их программа способствовала сближению литературы с жизнью.
В 30-х гг. развивается социальный автобиографический роман: цикл романов об Улуфе Э. Юнсона, трилогия о Кнуте Туринге В. Муберга. Особой социальной остротой отличались произведения т. н. статарской школы, отразившие нужду и бесправие батраков: И. Лу-Юхансон, Я. Фридегорд, Муа Мартинсон. Романы Агнес фон Крусеншерны натуралистически показали деградацию шведского дворянства. Объектом сатиры в романах Ф. Нильсона Пиратена стала буржуазная мораль. В прозе Т. Аурелля, Т. Юнсона заметны поиски новых художественных средств. В поэзии 30-х гг., с одной стороны, продолжается традиция экспрессионизма (Я. Гульберг) и возникают сюрреалистические мотивы (Г. Экелёф, лирика которого развивается в направлении обобщенно-философских размышлений), с другой продолжается многовековая традиция городской песни (Н. Ферлин, Э. Тоб).
В преддверии и в годы 2-й мировой войны 1939 1945 антифашистская тема стала одной из ведущих в творчестве ряда крупнейших писателей: аллегорическая проза Лагерквиста, романы Э. Юнсона, Муберга, антиутопия Карин Бойе «Каллокаин». В первые послевоенные годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в буржуазной цивилизации, обратившихся к исследованию внутреннего мира человека. В их произведениях заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в прозе С. Дагермана, в лирике Э. Линдегрена и К. Венберга. Проблема отчуждения человека в буржуазном обществе в центре произведений С. Арнера и Л. Алина.
Нравственные искания современного человека запечатлены в цикле романов-мифов Лагерквиста на библейские сюжеты, созданном в 5060-х гг. Э. Юнсон в своих романах на исторические темы выдвигает актуальную философскую, этическую проблематику. Эпическая фантастическая поэма Мартинсона «Аниара» имеет черты пессимистической антиутопии. Традиции социального реалистического романа в 40 50-х гг. продолжали Лу-Юхансон (автобиографический цикл, 1951 1960), Муберг (эпопея об эмиграции шведских крестьян в Америку в середине XIX в., 1949 1959), Лундквист, Сара Лидман (романы о шведской деревне).
Одна из центральных тем литературы 6070-х гг. явная или скрытая полемика с официальным тезисом «государства всеобщего благоденствия». Биргитта Тротциг рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в религиозных исканиях. Пороки общественной и духовной жизни обличали Л. Густафсон, Б. Рунеборг, П. К. Ерсильд в сатирических фантастических романах-памфлетах, соавторы цикла острокритических детективных романов П. Валё и Май Шёвалль. С крупным циклом-хроникой из жизни провинции выступил С. Дельблан в начале 70-х гг. Против моральных и идеологических стереотипов направлены интеллектуальные и аналитические романы Л. Юлленстена, П. У. Сундмана, П. У. Энквиста. В условиях роста антиимпериалистического и антиколониального движения появилась «ангажированная» литература: антиколониальный роман Лидман «Я и мой сын». Широкое распространение получила документальная литература: репортажи Лундквиста, П. Вестберга о Южной Африке, Лидман о шведских шахтерах и Вьетнаме, документальные романы Энквиста. Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен. В начале 60-х гг. выступила группа крайне формалистической, т. н. конкретной поэзии. В противовес ей школа «новой простоты» Соня Окессон, Б. Хокансон стремится возродить реалистическую поэзию. Хокансон, Ё. Сонневи в лирике 6070-х гг. обращаются к актуальной политической тематике. Важнейшие литературные журналы: «Ord och Bild» (с 1892), «BLM» (с 1932), «Svensk Litteraturtidskrift» (с 1938).
Литература:
Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh., 1960;
Linder E. Hj., Fem decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 12, Stockh., 1965 1966;
Brandell G., Stenkvist J., Svensk litteratur 18701970, del 13, Stockh., 1974 1975.А. А. Мацевич.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.